Смотрю, как модные образчики современного дизайна и архитектуры появляются в среде, которую я исходила вдоль и поперек за 10 лет.
Кое-где реальная картина даже немного напоминает эскизы из графических программ (всегда первозданно прекрасные и эффектные). Кое-где возникают фантасмагорические казусы, потому что слепить прошлое с будущим, не принимая в расчет настоящее, получается скорее случайно, нежели закономерно.
Так или иначе, меня бьет когнитивным диссонансом и детской вредностью по обеим щекам. Нормальная сладкая реакция на эффект новизны слишком быстро сменяется пониманием, что мое, нащупанное за годы открытий и находок, ощущение города скоро потеряет большинство своих источников. И это не нафталиновый протест. Это растерянность на грани потерянной идентичности.
Хорошо, я не вполне права в своей любви к налету постсоветской разрухи (хотя может ли быть права или не права любовь?). Даже гранит разрушается, и с этим нужно что-то делать. Но зачем косить деревья, как траву, и ломать ландшафтные картины об колено? Все места, где можно было найти природную среду и спрятаться от горячего асфальта на пару часов среди рабочего дня, последовательно и настойчиво выкладывают плиткой (низкого качества кстати). Часто это открывает новые возможности для людей, и я не собираюсь отрицать плюсы некоторых изменений.
Но если уж использовать мою любимую параллель между городом и человеком, приходится наблюдать: он давно отрезал волосы, которые я любила наматывать на пальцы, вставил цветные линзы, хирургически исправил обожаемую мною горбинку на носу, надел коррекционный корсет и записался на абдоминопластику. Да, внешность не главное, но мы физически перестаем соответствовать друг другу. Скоро фаланги наших пальцев просто не будут складываться вместе. Или мне придется делать растяжение позвоночника, я не знаю.
Это очень личная история. Которая не требует организации пикетов и подписания петиций. Я знаю многих прекрасных, умных людей, для которых не имеет значения покрытие тротуара и количество лестниц (правда, пока они не обзаводятся велосипедом или детской коляской), которые не знают, что в городе есть архитектурные стили, кроме конструктивизма, которым широкая улица важнее физической возможности зайти в здание восемнадцатого века (восемнадцатого, Карл!). Как-то так получилось, что мне плевать на мой покосившийся стеллаж и цвет обоев в комнате, но ужасно обидно за фасад дома на чужой улице. Еще больше мне хотелось бы возводить невидимые дворцы слов и поступков, но, оказывается, это даже более элитарно, чем портить реальные панорамы города.
А собиралась написать два абзаца, ой.